Когда ребенку необходима консультация логопеда
Существуют нормы формирования речи. Если годовалый ребенок не говорит 1-10 слов, не знает в пассиве 30-60 слов, это ненормально. Сегодня у многих детей речевое развитие опаздывает, ежегодно нормированное речевое развитие снижается. Основной критерий — не количество используемых слов, а понимание ребенком обращенной к нему речи, реакция на элементарные конструкции речи. Например, «принеси игрушку» побуждает малыша идти туда, где игрушка, «пойдем умываться» — малыш топает в ванную. После 12 мес. малыш обычно отвечает, когда его кличут по имени, общается с близкими и другими детишками на улице.
Что делать, если ребенок не говорит
Иногда детишки накапливают знания, общаются жестами, мало разговаривают, копят слова, которые слышат. В любом случае необходима консультация логопеда, поскольку каждая ситуация требует индивидуального рассмотрения. Дети развиваются в своем темпе. Даже если малыш заговорил после 3 лет, это не означает, что задержка прошла без последствий. Чрезмерно интенсивное психоречевое развитие часто проходит одновременно с заиканием.
Навыки здорового ребенка:
- 3-6 мес. — проба артикуляционного аппарата, множество звуков;
- 12 мес. — «дай», «мама», до 10 слов;
- 24 мес. — простые фразы из 3-4 слов;
- 3 года — сложные фразы, много говорит, четко произносит слова, стихи рассказывает наизусть;
- 4 года — фраза грамотная, использование частей речи;
- 5 лет — короткие рассказы, формируется фонематический слух, речь окончила формирование, произнесение всех звуков;
- 6 лет — речь связная и хорошо сформированная.
Уровень речевого развития к школе должен созреть до состояния, способного формировать навыки чтения и письма. С конца 2 класса школьник учится строить письменную речь.
Как помочь ребенку развить речь
Существуют ли таблетки для запуска речевого развития — это не к логопеду, а к врачу-неврологу. Логопеды-дефектологи предлагают коррекционные мероприятия, запускающие речевые навыки. Занятия проводят в системе.
Обследование малыша на отсутствие дисграфии нужно проводить в конце 2 класса, чтобы определить успешность формирования навыка письма. Школьная программа построена так, что у ребенка нарушается онтогенез, поскольку со второй половины 1 класса школьники изучают правила орфографии, а формирование письма продолжается до конца первого обучающего года. Формирование навыка письма еще не завершено, а учителя начинают развивать у ребенка письменную речь. Отсюда появляются дисграфические темповые ошибки.