Medica mente, non medicamentis.

Адрес:

Санкт-Петербург, 5-ая Советская ул., д. 11

Миф о том, что никакой зависимости нет, и можно бросить пить в любой момент.

Увы и ах! Мнение пьющих людей о том, что они в любой момент могут вернуться к трезвому образу жизни – это всего лишь миф, так как чаще всего не только бросить пить, но даже восстановить контроль над потреблением алкоголя невозможно. Дело в том, что механизмы формирования алкогольной зависимости – это, прежде всего, необратимые изменения определенных функций организма на биохимическом уровне, а контролировать биохимические реакции, катализируя или притормаживая их протекание своим волевым решением – это не удел простых смертных. Зато то же волевое усилие в вопросе запрета самому себе употреблять спиртное весьма действенно.

Итак, чем же отличаются биохимические процессы, происходящие в организме человека, имеющего алкогольную зависимость, от процессов, происходящих в организме человека, ведущего трезвый образ жизни. В первую очередь существенные различия наблюдаются в процессе расщепления алкоголя, попавшего в организм. Для организма алкоголь это токсин, который должен быть обезврежен, а успешно обезвреживаются все ядовитые вещества в печени. Алкоголь доставляется в этот орган кровью после проникновения в нее сквозь стенки желудка и тонкого кишечника, и именно в печени преобразуется вследствие окислительных процессов в углекислоту и воду. В начале этого сложного преобразования алкоголь в клетках печени (гепатоциты) под воздействием фермента алкогольдегидрогеназы становится ацетальдегидом, на который действует еще один фермент – альдегиддегидрогеназа, в результате чего образуется ацетата, избыток которого провоцирует отложение жира в гепатоцитах, а это – прямой путь к тяжелому заболеванию — жировой дистрофии печени.

Но, если жировая дистрофия печени еще впереди, то алкогольный ацетальдегид, образующийся при каждой выпитой рюмке, токсичнее самого алкоголя в десятки раз. Таким образом, защищаясь от больших доз алкоголя, организм повышает активность алкогольдегидрогеназы, а данный фермент в свою очередь превращает алкоголь в ацетальдегид, с повышенными дозами которого печень справиться уже не может, и наступает истощение альдегиддегидрогеназы. Понижение активности этого важного фермента означает, что у алкоголика ацетальдегид накапливается в организме быстрее и в более высокой концентрации, чем у здорового человека, а разрушение его происходит медленнее. Именно ацетальдегид — виновник тяжелого похмелья и утраты самоконтроля.

Таким образом, печень, защищая организм от передозировок алкоголем, провоцирует его отравление ацетальдегидом, и самое ужасное, что сформировавшись однажды, этот замкнутый цикл превращений останется с человеком на всю жизнь. Следовательно, при регулярном употреблении алкоголя для его окисления часто бывает недостаточно даже повышенной активности алкогольдегидрогеназы. Тогда активизируется еще одна защитная система – МЭОС или микросомальная этанолокисляющая, функционирующая в клетках печени система, что приводит к увеличению накопленного ацетальдегида.

Рано или поздно, но настает момент, когда количество ацетальдегида слишком велико, весь он не помещается в печени, и начинается его распространение по всему организму, и головной мозг – не исключение, отравление усиливается. К тому же, в печени распад ацетальдегида происходит значительно быстрее, чем в других органах, а значит, состояние отравления организма сохраняется в данном случае дольше.

За счет того, что в организме алкоголика повышена активность алкогольдегидрогеназы и МЭОС даже при приеме мизерных доз спиртного резко повышается концентрация ацетальдегида, что вызывает тяжелое похмелье. По сравнению со здоровыми людьми, у алкоголиков более длительное время сохраняется высокое содержание в организме ацетальдегида. Все это провоцирует неудержимое влечение даже не к напиткам, а к жидкостям, содержащим алкоголь. Причем, никакого значения не имеет, водку пьет алкоголик или аптечные настойки, одеколон или французские духи, технический спирт или денатурат… В этом состоянии уже не важно сильная или слабая воля у человека, на противостоять влечению к алкоголю, ни контролировать свои поступки он не сможет. Проще говоря, токсичность алкоголя для алкоголика и здорового человека настолько различна, как будто сравнивается влияние абсолютно разных веществ. Например, 100 г полусладкого вина, выпитого здоровым человеком, на алкоголика подействуют, как два стакана крепкого напитка.

Патологические особенности окислительных процессов в печени сохранны у пьющего человека даже тогда, когда он отказывается от спиртного в течение нескольких десятков лет. То есть, лучше не тешить себя тщетной надеждой выпивать понемногу. Это в силу нарушенной активности ферментов печени невозможно, и всего одна рюмка может спровоцировать химическую реакцию, которая приведет к неудержимому влечению и печальным последствиям. Выход только один – отказаться от первой рюмки, первой капли… Только тогда можно полностью избежать влечения на биохимическом уровне и, следовательно, легко контролировать свое поведение.