Лечение ЗРР у детей
Задержка речевого развития (ЗРР) – это заболевание, при котором ребенок не способен формировать слова и предложения, в связи с чем происходит отставание от календарных норм развития.
У детей с ЗРР уже с младенческого возраста наблюдается плохое сосание, очень редко произносит гулящие звуки, а иногда они и вовсе отсутствуют. В год дети не реагируют на звуки, в 1,5 года отсутствует стремление к подражанию.
К 2 годам в речи нет сформированных цельных слов, а в 3 года отсутствуют простые фразы и предложения.
Для формирования программы по коррекции ЗРР изначально проводится диагностика. Она помогает выявить все речевые (и не только) нарушения и их причины.
Причинами являются нарушения слуха; поражения и заболевания мозга; проблемы генетики; гиперопека родителей, которая выражается угадыванием желаний малыша; повышенная тревожность за ребенка; психологическое запугивание..
Если причинами заболевания стали социально-педагогические факторы, то необходимо соблюсти следующие моменты во время коррекции ЗРР.
-
Создание благоприятной среды замотивирует ребенка на произношение слов и фраз, а также проговаривайте все действия, которые совершаются им или вами.
-
Упражнения с логопедом. Во время работы используются возможные игровые формы: работа с игрушками, картинками, текстами, сюжетные игры. Проводится логопедический массаж.
Занятия с логопедом при ЗРР выстраиваются с учетом трех факторов:
-
Работа по обогащению чувств восприятия и представлений, а также развитие двигательных функций.
-
Установление положительного эмоционального контакта.
-
Организация благоприятных условий для развития подражания и речи.
Ответственным моментом во время лечения ЗРР логопедом является создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные реакции выражаются в звуковых комплексах.
Нужно создать такие условия, в которых ребенок начнет хотеть произносить звуковые сочетания много раз. Для этого подойдут занятия, которые подразумевают словесное обозначение игрушек, знакомых предметов, действий, выражение своих желаний в доступной им звуковой форме.
На занятиях с логопедом при ЗРР развивается:
-
Общая и мелкая моторика.
-
Слуховое восприятие.
-
Зрительного восприятия.
-
Формируются навыки артикуляционной моторики.
Значительный процент проблем с речью наблюдается в дошкольном возрасте. Вовремя выявленное речевое нарушение необходимо устранять. Если не обращать внимания на заболевание, в будущем это скажется на формировании личности и на психическом развитии ребенка.